Здесь в Окленде чаще всего совершенно по-барабану, что творится за границами удалённого от прочих цивилизаций острова. Степень абстрагированности порой поражает. Закрыл окошко мессенджера и нет человека. Но об этом как-нибудь в другой раз. На lj.ru набрали новых модераторов, или кризис заставляет людей всё острее реагировать на тему денег. Как бы там ни было, всё чаще в топы стали выбиваться посты о том, сколько, где и кому давать «на чай». Из-за бугра позволю себе заметить, что тема очень русская. Я поясню, а вы, пожалуйста, поймите меня правильно.
Как на мой взгляд выглядит хороший сервис, скажем, в ресторане? Чаще всего в кафе или ресторан я хожу не один, и почти всегда встречаюсь с человеком заранее. В силу своей болтливости или, выражаясь иначе, коммуникабельности чаще всего мы с этим абстрактным человеком разговариваем. Нашу беседу не должен прерывать суетливый официант с повышенным уровнем уменьшительно-ласкательных форм речи. Идеальный сервис — незаметен. Когда стакан с водой во время ожидания пополняется словно сам собой. Когда обслуживающий персонал не разговаривает с посетителями о погоде, а просто вовремя приносит еду, не мешая гостям получать удовольствие от обстановки заведения и общения. Даже улыбаться не обязательно.
Лучший сервис — в Азии. Не мнящие о себе молоденькие девочки быстро и вежливо принимают заказ, наливают зелёного чая, отходят в сторонку и стоят. Стоит чуть вытянуть шею, они тут, как тут — готовы ответить на вопросы, что-нибудь принести-унести. Такая работа. Чаевые в большинстве азиатских стран оставлять не принято, а кое-где, например, в Китае, даже оскорбительно. Мол, не надо тут деньгами разбрасываться, они на дороге не валяются, мы и так неплохо живём, сказали сколько блюдо, столько оно и стоит. Есть и другая причина, о которой позже.
В Новой Зеландии чаевые оставлять тоже не принято. Можно, если хочется, сбросить несколько монет в банку у кассы, однако, я не помню, когда в последний раз держал в руках больше доллара мелочи. Пластик давно победил металл. Улыбчивые кивосы и кивоски с присущей англоговорящим манерой спросить как дела и сделать участливое выражение лица вовремя приносят меню и прочее. Не помню ни одного случая, чтобы пришлось разбираться с менеджером зала, мол, куда делся наш гусь и что это за 10% в счёте? Тому есть логичное, на мой взгляд, объяснение, которое можно найти через пару абзацев.
Возвращаясь к нашим. Официанты в России делятся на три типа: нормальные, о которых я писал выше, усиленно выслуживающиеся и уставшие усиленно выслуживаться.
Вторым присуще быть нарочито, навязчиво вежливыми, говорить о погоде, каких-то говно-спец-предложениях, употреблять множество слов с суффиксами -еньк и -ик: «Рюмочку коньячку? Одну минуточку». Они трудятся не для клиента, а для чаевых. Не дай Бож? недодать, хуже нет прощальной улыбки в стиле «fake smile, dead eyes». Я нифига не желаю и не должен чувствовать себя виноватым в том, что недодал. А этот осадочек, пожалуй, самое распостранённое, что остаётся после посещения кафе-бара-ресторана в России.
Третий тип, уставшие или не желающие (протест, ты погляди-ка!) усиленно выслуживаться — это плохие официанты. Откуда они берутся? Удивительно, но сами приходят. Это головная боль менеджмента — мотивировать персонал. И это обязанность наёмного работника работать на работе за деньги, на которые он согласился, подписав контракт — принцип добровольного взаимовыгодного сотрудничества. Без окольного нытья, мол, на эти копейки не прожить. Мой сосед по общежитию Миша в студенческие годы неплохо зашибал, разгружая по ночам вагоны. Там платили деньги, улыбаться и служить не заставляли. Всегда есть варианты. Поди не нужда идти в Якиторию заставляет, чай не голодомор на дворе. Так или иначе, а я нифига не желаю получать ненавистные взгляды, за то, что пью здесь кофе с ирландским кремом за десять долларов .
Вскрываемся. Не знаю, как вам, а мне разница сфер обслуживания очевидна. Суть в подходе к работе. В Азии любая работа почётна. Очевидно, оттого, что желающих много, а позиций мало. Кроме того существует культурная линия, мол, работа — это вторая жизнь, которую нужно прожить с удовольствем. В Таиланде кроме того существует позитивная концепция «каждый день праздник», суть та же — получать удовольствие от своего дела, делая его хорошо. Вот и получается, что китайская девочка искренне старается, думает о том, как угодить клиенту, а не о том, сколько раз улыбнуться, чтобы получить больше на чай. Это раз.
В Новой Зеландии, как в любом государстве, стоящем на пути к социализму, разница в уровнях жизни посетителей и обслуживающего персонала отнюдь невелика. Будучи официантом, можно позволить себе жить в центре города. И машину можно купить через пару-тройку месяцев. Служащему не свойственно завидовать тостосумам, что тратят доллары у барной стойки. Это нормальная, обычная работа, которая, хоть и оплачивается по минимальной ставке, позволяет нормально жить. Вот и получается, что новозеландская девочка искренне старается, потому что это работа, которую за оговоренные в контракте деньги нужно делать хорошо. Это два.
Схема, в которой обслуживающий персонал думает о себе больше, чем о клиенте, противоречит самой идее сервиса. Оттого существует лишь один вариант ответа на вопрос стоит ли давать на чай: да, если хочется. Только так, без всяких «надо» и «она, бедная, только на эти деньги и существует».
P.S.: Предлагаю потестировать дружественный некоммерческий сервис по сокращению ссылок ln-s.ru. Это не только удобно, но и полезно для любителей Twitter. Название, может позабавить юниксоидов.