Здесь в Окленде в канун Нового года я продолжаю изгаляться над свободным временем. Затеяли сегодня с kiwi_demon продажу фотографий на Trade Me, новозеландском подобии eBay. Посмотрим, что из этого получится. Вечером традиционно — к плите. Сегодня борщ. Праздники нынче тихонечко проходят мимо.
Что изображено на фотографии — смотрите под катом.
Бонусом к этому посту-солянке пойдёт данное когда-то интервью, да так и не опубликованное. Те, кто читают этот журнал давно, вряд ли найдут что-нибудь новое, но новоприбывшим, я думаю, будет интересно. Начинается оно традиционно с вопроса «Когда ты уехал«?
Восьмого октября 2006-го года я через Сеул улетел в Новую Зеландию. В Сеуле был огромный аэропорт. И оттого, что я выспался по пути из Москвы в Корею, пришлось 8 часов болтаться по нему и после не спать и очень сильно бояться, пролетая надо океаном.
Сколько ты там пробыл?
Улетел из Новой Зеландии погостить, отдохнуть от неё, 22-го июля 2008 года. В Окленде была жуткая гроза, но в самолётах Air New Zealand индивидуальные телевизоры с пультом дистанционного управления, весь полёт смотрел сериалы и ел.
Вернусь в декабре, ближе к Рождеству.
Жилье:
Какие там дома? Сколько стоит аренда жилья и покупка?
Дома там с учётом возраста государства и частоты землетрясений не старые. Мы жили в центре города в пожилом уже (1926 года постройки) офисном здании под названием The Lister Building, переделанном теперь под жилые квартиры. Высокие потолки, площадью в три с половиной тридцатитрёхметровые «хрущёвки». Но мы этот «апартмент» довольно долго искали и это было дороговато, около 2800NZD (1NZD сегодня приблизительно равен 0.5EUR) в месяц.
Обычная однокомнатная квартира типа «студия» стоит от 300NZD в неделю в относительной близости от центра. За 450NZD в неделю уже можно снимать целый дом где-нибудь в 20-40 минутах езды от даунтауна.
С домами сложно бывает — их нужно отапливать. Центральной системы водяного отопления в стране нет. Как и культуры строить тёплые дома. Это нормально зимой (в июле) ужинать в куртке, не разуваясь. В газетах дают советы по сбережению тепла, мол, закрывайте окна.
С развитием туризма всё больше иностранцев покупают в Новой Зеландии жильё. Стоит оно относительно недорого, нормальный дом в глубинке с видом на океан обойдётся всего тысяч в триста. Говорят, начали постепенно строить дома, хранящие тепло. Иначе заморские богатеи мёрзнут.
В центре города квартира может стоить миллион. Это хорошая квартира. И дом за миллион будет хороший.
Уровень заработных плат?
Средняя зарплата для женщин около 42 000NZD в год, из который около 30% уйдёт на налоги, для мужчин — 45 000NZD в год. Это выходит что-то между двумя и тремя тысячами долларов в месяц на руки. Признаться, я не совсем понимаю, Лена, как это поможет что-нибудь рассчитать и прикинуть, ведь даже при похожих на русские ценах на продукты и услуги, общий уровень жизни несравнимо выше и о многих вещах вообще не задумываешься, они в «дано». Например, автомобиль, который ездит, стоит долларов восемьсот. Предыдущий владелец просто отдаёт вам ключи от машины, а вы в тот же день за пять минут регистрируете её на почте, заполнив простой бланк. На права можно сдать, пройдя тест-стирашку, как моментальная лотерея. И т. д. Очень многие рутинные в России процессы упрощены донельзя. Налоги можно заплатить через интернет, как и купить произвольный номер на машину — вроде MISHKA.
Много ли русских
Я не знаю цифр статистики, и во всех сводках, что я видел, русские не появлялись: англичане, ирландцы, южноафриканцы, азиаты, индусы, островитяне. Но каждый раз в супермаркете встречаю кого-нибудь из России. Вполне возможно, что это свойство центра Окленда, всё же достаточно много студентов там живёт. У меня в телефонной книжке за полтора года жизни там скопилось около пятидесяти номеров.
В целом складывается впечатление, что в миллионном городе русские, общающиеся с русскими, составляют некую деревню, тысяч на пять человек. Все всё про всех знают, сплетни, дрязги, Санта-Барбара. Это, при всей и без того уж очень спокойной жизни в Новой Зеландии, утомляет.
Чем занимаются
Это сильно зависит от того, когда они сюда приехали. Второй вопрос при знакомстве с человеком: «Давно тут»? Первая волна, конца восьмидесятых, уже отлично устроилась, держат магазины, какое-то телевидение. Родители замкнуты на своей русской тусовке старичков, дети полностью интегрировались и занимаются обычными для киви делами — бизнес, юридические дела, медицина. Те, кто приехал позже уже скорее всего поработали на стройке и сейчас где-нибудь на твёрдой почве инженерствуют , маленьких детей растят. Ребятам из IT попроще. Приезжают, остаются. Очень многие красят, строют и копают по первости — пока язык подтянут, пока квалификацию подтвердят. Потом либо уезжают, либо переходят работать в сферу обслуживания или в логистику. Студенты пьют недешёвую водку, клубятся и вроде учатся. Есть у нас поговорка: «Бедных студентов не бывает».
Что понравилось в новой зеландии. Что не понравилось.
Здесь не рай. Здесь не лучше, не хуже — здесь по-другому. Нередко люди живут в вымышленной Новой Зеландии задолго до приезда сюда. А после начинают ныть, мол, то не так, это не то. Органически не люблю тех, кто плачет, но продолжает есть кактус. Указатели по дороге в аэропорт через каждые сто метров стоят, не потеряетесь. Опять же, ну, уедете к себе обратно, «в Москву», где зарплаты больше, это ведь это не конец света, а осознанное решение — всё к лучшему.
Мне в общем-то всё нравится, если так, кроме…
Кроме… Когда здесь +10°C. Это при местной влажности — очень холодно, и когда нет центрального отопления вдвойне. Зимой жизнь у обогревателя.
Здесь в Окленде банки, госучреждения и большинство магазинов открываются в 9, а закрываются в 5. По субботам в лучшем случае часа в два дня всё закрыто. В воскресенье все отдыхают. Я на работе в 8:30, иду с работы в 5:30. Вот и купил себе джинсы.
В парке не грабили, но в машину, оставленную в самом центре залезли два раза. Не тронули пиво, а cd-проигрывателя не стало. А потом кто-то разбил боковое зеркало заднего вида.
Город Окленд маленький, в середине недели заняться совершенно нечем. Вечерами сидим дома или ездим куда-нибудь, куда Google Map покажет. С другой стороны находится время заняться своими делами, вроде хобби.
В центре часто негде припарковать машину даже за деньги, а недешёвые платные парковки закрываются в девять вечера. Особенно не выпьешь, совсем не погуляешь. Классическая фраза: «Мне в городе машину бросить негде».
Маленький потребительский рынок, что означает дипольные схемы и, к примеру, высокие цены на сотовую связь, интернет и многие другие услуги. Даже взрослые люди, что называется «текстуют»: «пишут смс» по-русски.
Здесь очень много некрасивых женщин. Это порой удручает. Так много, что, если за день встретил одну-двух симпатичных, день удался. Зато научились ценить простую такую человеческую красоту. Девочкам неактуально опять же: нормальных парней хватает.
Как там отдыхать?
Пить дома, пить в барах, танцевать в клубах, играть в казино… Как во всех, наверное, крупных городах делают. Летом ездить на природу. Благо, этого добра тут хватает. С красотой Южного острова, на мой взгляд, очень сложно тягаться.
Что можно делать?
Если вопрос о возможностях саморазвития за счёт кружков, грубо говоря, рисования, то можно делать очень многое. Играть на барабанах, бегать по утрам вдоль океана, рыбачить, «каячить», серферить, нырять, точить в гараже железки. Местами дороговато, но в целом очень даже по силам. Опять же, повторюсь, скучно иммигранту там — так что время для всех этих хобби находится достаточно легко.
Засим всё, «интервью кончилось». На фотографии не Непал с самолёта, а острые, как бритва, камни близ самой глубокой в Новой Зеландии пещеры-дыры, вид сверху.
Меж тем продолжается приём голосов на Премию Паркера. Я как бы ненавязчиво подсказываю за кого голосовать, понимаете? Вдохнём немного пиара в этот журнал! Ссылки и голоса друзей приветствуются. Спасибо.
P.S.: На BrainBang сегодня четыре почти голые женские груди и общество матерей с заявлением. Не пропустите.