Здесь в Окленде я каждый день повторяю, что мы живём в ёбаном мультфильме.
Уж полтора года прошло с тех пор, как в мире наступил Ковид всей бабки. Уж высижены личные месяцы и коллективные миллионы лет в локдаунах. Вакцины найдены и поставлены. Авиабилеты сданы, куплены, сданы и снова куплены. Тесты сданы вместе с ними: на входе и на выходе. Глубокие ковыряния в носу уж многие находят даже в чём-то приятными. От медперсонала зависит.
Ответственность за ковид наконец-то переложена на плечи простых граждан, которым многократно и бесплатно раздали вакцины. По-настоящему круто, мы живые свидетели появления на свет чудес науки: не одна, в сразу несколько вакцин доступно широчайшему спектру населения планеты. Случилось это в кратчайшие сроки. Человечество столкнулось с известной но неожиданной опасностью — и справилось. Перешагнуло и пошло дальше.
Только не в Новой Зеландии.
Мы уже около месяца сидим в ковидном локдауне четвёртого уровня, максимального. Каждый день похож на прежний. Гражданам разрешено гулять, но не дальше десяти километров от дома. Закрыты все бизнесы кроме тех, что продают самое нужное. Что нужно, что нет — мало кому понятно. Я заказал велик ребёнку почти две недели назад, нет велика.
Для нашей семьи это седьмой локдаун.
Супермаркеты не могли разобраться с доставкой первые три недели. Даже заплати-и-забери вариант был не доступен, ибо обосрались с логистикой. Зима пришла неожиданно. Почти год жили здесь без ковида и не разработали экстренный план «Локдаун». Поразительно.
Программа вакцинации провалена. Невзирая на то, что времени было — вагон; загрузки медицинской системы не было; не было критических логистических и экономических сложностей, какие пришлось пережить другим странам; в Новой Зеландии последний смертельный случай был в феврале и на днях скончалась девяностолетняя женщина. Невзирая на это — всего лишь 30% новозеландских взрослы и детей старше 12 лет привиты двумя дозами вакцин (Pfizer). Это самый низкий показатель среди развитых стран.
Если раньше я ворчал по поводу того, что поднимать железный занавес и открываться миру здесь никто не собирается до середины 2022, то сейчас вообще стало неясно — сколько будет ещё локдаунов? Несколько знакомых семей — около тридцати, с детьми и без, средний класс; самый, возможно, активный слой населений — собираются уезжать. Понимая прекрасно, что это билет в один конец. Ведь систему обязательных двухнедельных карантинов (US$3,000 с семьи примерно) лейбористы тоже зафакапали: нельзя даже за деньги отсидеть в отеле строгого режима — мест нет. Нет мест до декабря. Уходя, уходи.
Государство-няня не позволит неразумным людишкам самим распоряжаться своей судьбой. Не хочешь болеть? Ставь вакцины. Не хочешь умирать? Ставь вакцины. Не хочешь ставить? Дело твоё. В Новой Зеландии такое недопустимо. Идеи гуманизма — в массах. Здесь готовы глупых детей-граждан держать в углу столько, сколько нужно для спасения какого-нибудь дурака, не желающего пользоваться благами цивилизации в форме вакцин. И хорошо сие, и плохо.
Хорошо — это безопасность, наверное. Из тысячи невакцинированных заболевших (а тут почти все такие) — умрут 0.5-2% — приблизительно, десять человек; с плохо изученными последствиями «долгого ковида» будут жить 10% — примерно, сотня. Хорошего мало, учитывая, что без вакцины ты по сути беззащитен и предоставлен на волю судьбы и статистики.
Плохо — это слюнтяйство и наньканье: то, что скорее всего, не получится всех вакцинировать до Рождества. Скорее всего, школы снова будут закрыты, мы, активные взрослые, и дальше будем нажимать на кнопочки, сидя на диване, чтобы наблюдать, как меняются нолики в интернет-банкинге. И налоговая будет присылать время от времени письма с угрозами, мол, должóк! А государство-материня будет потирать лапки, как старушка:
«Вот и хорошо, и славно. Вот спокойно, тихо, ровно, а больше и не надобно нам. Правильно же говорят, мол, где родился, там и пригодился! Народная мудрость, эвона. Понимашь?».
Понимаю. Ни в какой форме, ни разу, ни капельки, ни на йоту чиновники не приняли ответственность за проваленную программу вакцинации и ужасную для бизнесов и ментального здоровья миллионов взрослых и детей локадун-действительность. Да, закрыли всю страну, буквально через пару часов после обнаружения первого случая дельта-коронавируса. Да, скорее всего они дельту выжмут — погода хуёвая, все дома сидят — спустя шесть недель (!) мы сможем покупать кофе навынос, а ещё через пару недель откроются школы. Так пройдёт октябрь. Нет никаких гарантий, что новый случай не просочится на следующий день, чтобы снова закрыться на два месяца. Печаль печальная, и никуда не денешься с подводной лодки.
Весь 2020 мы с семьёй уезжали от ковида. Прыгали, как я выражаюсь, по горящим крышам. Когда школы закрыты — через месяц двум работающим взрослым с активным ребёнком становится тяжело. Дистанционное образование не работает. Социальное голодание не работает. Дни, недели утекающие сквозь пальцы — это для нас не работает (калька с ‘doesn’t work for us’). После опыта сидения в строгом чилийском карантине, после закрытых школ в Шотландии, не имея возможности изменить ситуацию локально, мы меняли её глобально: вставали и выходили. «Да, чё тут сидеть?!» Встал — и вышел. Так мы оказались в Новой Зеландии. И она показала свою маленькость на пять.
Большинство новозеландцев поддерживает линию партии и локдауны в целом. Пособия платят, в офис ходить не нужно. Мы не большинство, и так в офис не ходили. Однако, старались проводить время вне дома и работы активно, с пользой и интересом.
В локдауне выходит так: утром умылся, голову опустил — работа, ребёнок, работа, домашнее образование, работа, школа на дому, работа; голову поднял — вечер без сил. Месяц пролетел. Каждый день одна и та же серия ёбаного мультика. Развлечений, саморазвития, чего угодно за рамками работы для уплаты налогов и ипотечных выплат нам не положено. Няня не разрешает. Потому что — няне так удобно.
Вот уж и Властелин Колец тут не снимают больше; вот и туризма нет совсем; и учиться никто сюда не едет больше. Няня, говорю тебе: многие молодые, активные и здоровые уедут и, если вернутся, то не скоро. Потому что жизнь одна. И останешься ты с вялыми деревенскими и их местечковыми проблемами, стакан воды никто не подаст.