Здесь в Окленде скоро выборы, и мои знакомые новозеландцы взялись обсуждать тему доходов и бедности.
В основном их зацепила тема «средней» семьи — что это за сущность, насколько цифры статистики отражают реальность?
Один из участников дискуссии, новозеландец из Веллингтона, создал открытый для редактирования документ The Cost of Mum, Dad and 3 Healthy Kids in Modern NZ (feel free to add household costs not listed)
Как можно заметить, его данные не сильно отличаются от среднего заработка по результатам переписи.
Во время переписи населения в марте 2013 года больше 36% оклендских семей указали, что их совокупный доход выше $100 000 в год. С 2006 года медианный доход вырос с $63 400 до $76 500. — Источник
Однако, обратите внимание — это минимальные траты. Жить, весьма прижимаясь, откладывать на один отпуск в году, не оплачивать частные школы детям. Это, на мой взгляд, и по мнению других участников дискуссии и есть в некотором смысле бедность.
В почти каждой предвыборной агитке присутствует упоминание новозеландских детей, живущих в бедности. Попробую разобраться, что это за бедность такая, и всё ли так плохо и запущено.
Безусловно, количество детей, растущих в условиях бедности (‘children in poverty’), очень ёмкий, мощный показатель дисбаланса в обществе и оттого очень важный. Почему?
Легко заметить, что люди в бедных семьях больше болеют, воруют, нарушают и весьма сильно нагружают социальную государственную систему. Чтобы дети, выросшие в таких условиях, имели шанс на полноценную жизнь, нужно вкладывать ещё больше. Отсюда ещё выше налоги, если больше напряжённость, и прочее, и прочее. Из одного этого собирательного параметра можно развернуть огромное дерево возможных последствий и взаимосвязей. Социализм на коленке не строится.
На сайте весьма серьёзной организации ЮНИСЕФ (UNICEF) опубликованы те же цифры, что и в политических буклетах: от 230 000 до 260 000 детей.
По клику полный размер. Источник
Однако, прежде всего стоит понять, что есть «бедность». Неужели четверть новозеландских детей прозябает в безысходности, которую можно сравнить с голодающей Африкой и другими весьма запущенными регионами планеты?
Безусловно, новозеландская бедность — это не голодание. Серьёзные люди собрались и разобрали проблему по косточками, изучили её в динамике с 1982 года. Данные опубликованы на сайтах университетов, инициативных экспертных групп и государственных порталах.
Прошу обратить внимание на ключевой документ — Household Incomes in New Zealand: trends in indicators of inequality and hardship 1982 to 2013 (Новозеландская семья: тренды и индикаторы неравенства и тяжести быта с 1982 по 2013 год).
Итак бедность бывает разная.
Недостаток доходов
Около 265 000 детей (каждый четвёртый) живут в семьях, совокупный доход которых составляет ниже 60% среднего (см. выше, для Окленда это $76 500 в год). Грубо говоря, сколько остаётся в семье денег после оплаты счетов за электричество, покупки продкутов и прочих продуктов ежедневной необходимости.
Материальная нужда
Приблизительно 180 000 детей (17% от общего числа) регулярно недополучают то, что остальные новозеландцы считают привычными атрибутами нормальной жизни: фрукты, овощи, подходящую по размеру обувь, свою собственную кровать, тёплый дом.
Тяжёлая бедность
Десять процентов детей живут в семьях с низкими доходами и, что самое важное, не имеют возможности изменить ситуацию к лучшему. Обычно эти дети испытывают материальную нужду в семьях с недостатком доходов — комбинация двух вышеописанных метрик.
Постоянная бедность
Три из пяти детей, живущих в бедности, находятся в этом состоянии продолжительное время, а именно — семь лет. Бóльшая часть их детства проходит в положении бедности.
Индекс депривации
Вы будете причислены к группе бедных, если не можете позволить три элемента из нижеследующего списка:
- Телефон
- Цветной телевизор
- Стиральную машину
- Личный автомобиль
- Еду, включающую рыбу, курицу или мясо минимум раз в два дня
- Адекватный обогрев в доме
- Одну неделю отдыха всей семьёй раз в год
- Возвращать ипотеку, платить аренду и счета вовремя
- Возможность потратить на непредвиденные расходы $1500
Источник
Если четыре пункта не выполняются — то это уже тяжёлая бедность. Если долго — тяжёлая постоянная. Эта интерактивная карта наглядно покажет, в каких районах индекс зашкаливает. А здесь будет много графиков с кучей актуальной информации.
Ну, надеюсь, разобрались.
Вроде вывода
Стоит упомянуть тот факт, что показатели бедности среди стариков в Новой Зеландии — нормальные, низкие даже (в сравнении со странами OECD). И статистическая девиация, которая удивляет многих, в том и заключается: старики, о которых заботится государство, живут ОК; дети, о которых заботятся родители — живут в бедности. Задача, как видите, отнюдь не тривиальная. Простым повышением пособий не обойтись.
Новозеландская бедность для многих может выглядеть, как пресловутые «проблемы первого мира». Однако, как совершенно точно отмечают представители экспертных групп, без пристального мониторинга динамики изменения детской бедности нельзя говорить о развитии общества в целом.
Как ни крути, какую моральную матрицу не применяй, дети не виноваты, что их родители оказались в стеснённом материальном положении. Возможно, родители сами не на 100% виноваты, факторов сотни. Но социальный контракт никто не отменял, и мы все, граждане относительно развитого современного государства, в какой-то степени несём ответственность за слабых и беззащитных. И должны в разумных пределах оказывать им поддержку дабы предотвратить безысходную детскую бедность. Пусть даже не африканских масштабов.
После такого завершения, я полагаю, стало очевидно, за кого я планирую голосовать 20 сентября.