Здесь в Окленде удивительно горяча оказалась тема младенческих обрезаний. И королеву вспомнили, и евреев, и чёрта лысого.
Моя позиция проста, и обсуждать её в формате Facebook больше не интересно: каждый человек от рождения хозяин своего тела и никто, даже его родители, не имеет права без объективных на то причин наносить телу вред и причинять страдания (например, купировать член на всякий случай или потому, что так предписано в древних сказках). Купирование собачьих ушей и овечьих хвостов считается негуманным, смею напомнить. Тут в общем всё ясно. Не до конца понятно, как ответить на следующий вопрос.
Представим, где-то в далёкой стране обнаружено доселе неизвестное общество, в котором ОК рабство, каннибализм и, к примеру, человеческие жертвоприношения. Все эти «прелести» в полный рост, так сказать! Общество то состоит из людей, генетически неотличимых от нас с вами. Уже многие тысячи лет система с рабством и прочим для них работала отлично — общество не сказать, что прям процветает — они не нюхают кокаин из вагин девственниц, и айфонов у них нет — но и не загибается: живут себе помаленечку, размножаются, богов задабривают свежими подростками.
Внимание, вопрос! Имеет ли, так сказать, прогрессивное человечество — страны, в которых соблюдаются права человека, в которых граждане живут долго и более счастливо, чем в других — вмешиваться в жизнь племени и насаждать там цивилизованные взгляды и методы? Огнём ли, мечом ли, рублём ли — не суть.
Я категорически отвечаю на вопрос утвердительно. Объясню почему.
Начну с того, что мне очень повезло. Повезло родиться и вырасти в относительно свободной стране и любящей семье, в которой привили тягу к знаниям и достаточно кормили, и развлекали, и показали насколько жизнь прекрасна, а мир огромен. Повезло, что в школе не насаждали религиозные бредни, и мне не снится ад, и нет иллюзий по поводу рая. Повезло, что в университете учили старательно докапываться до сути вещей, а не принимать на веру древние догмы. Повезло, что я не был отрезан от культурной жизни: кино, музыка, кино, опера, балет — всё это в той или иной мере присутствовало в период становления. Мне не пришлось страдать, не пришлось испытывать нужду — в общем-то все уровни пирамиды Маслоу оказались заполнены. Повезло, короче.
А могло ведь и не повезти: и родился бы я в семье раба из свежеобнаруженного племени, и был бы рабом — без знаний о мире, без свободы, но со 100-часовой рабочей неделей и физическими наказаниями. А в конце засушливого года, не принимая во внимание мнение молодого раба-меня, шаманы принесли бы меня в жертву духу дождя. И рано или поздно пошёл бы дождь, наверное, но мне было б всё равно.
Учитывая, что я-я и я-раб внутри одинаковые — код ДНК, мясо, кости, мозг, нервы и кишки — то радуемся и испытываем боль мы в равной мере. И как у всех живых организмов наши базовые задачи: избегать страдания, искать удовольствия, размножаться. Оттого например, не совсем понятно, с какой стати в угоду традициям, или по мнению каких-то других представителей ебанутого общества каннибалов я-раб должен мучиться просто потому, что родился на свет. От рождения человек свободен, имеет право на труд, отдых и прочее, отнюдь не просто так упомянутое в Правах человека.
Поэтому да, конечно, развитые страны, которые построили систему, в которой соблюдается больше прав из списка, должны нарушить в каннибальско-рабскую идиллию и, например, избавить случайно оказавшихся в ловушке традиций собратьев по генофонду.
Уверен, подобными рассуждениями оперировали насаждающие тогдашний авангард морали в виде прекрасной веры в чудесного Христа миссионеры и другие колонизаторы. Магеллан искренне верил, что он с божьей помощью буквально неуязвим. Он, конечно, ошибался. К счастью, моральные принципы работают в контексте и уже давно вышли за рамки древних сказок. Конечно, пять с лишним миллиардов по прежнему верят в чудеса и отрицают существующие в действительности факты: «не верят» в динозавров. Золотой миллиард, чего скрывать, неплохо на этом наживается, параллельно избегая страдания, преумножая удовольствия. И это огромный шаг вперёд. Прошлый 2013-ый год был самым лучшим за всю историю человечества, переплюнув прежнего носителя этого титула — год 2012. Позитивная динамика.
Научный подход и технологии работают гораздо лучше традиций — уже больше 20% представителей человеческой расы живут хорошо и очень хорошо. Стакан наполовину полон. И обязательно будет наполняться дальше, если мы перестанем опираться на порочную, убивающую инновации и свободу вообще, традиционность. Нынче очень хорошие музеи строят.
Наверняка вопросами «что такое хорошо, и что такое плохо» заняты большие философы, и я скорее всего буду дальше разбираться в том, что они понаписали, и возможно перейду от однозначного «да» к обычному ответу на большинство вопросов широкого толка — «и да, и нет». Что есть часть естественного процесса взросления.