Здесь в Окленде я получил странное письмо, в котором ещё не понаехавший, но остроглазый потенциальный иммигрант озаботился, глядя на количество языков на сайтах образовательных заведений (китайский, индонезийский и прочие) не слишком ли тут много «этих».
Не будем разбираться сегодня, откуда растут ноги у такой заочной ксенофобии. Отмечу лишь, что подобные мысли являются одним из первых симтопов синдрома Моего Народа, не раз упоминавшемся в этом блоге. В озвученных и дополненных мной правилах «Когда не стоит эмигрировать» эта тема была затронута:
Если у вас проблемы с терпимостью
За границей принято иметь своё мнение на любого рода вещи, будь то гомосексуализм или расизм. Людей не переделать и на базовом уровне стая всегда против меньшинства. Однако, в отличие от России, где нетерпимостью бахвалятся, здесь держат своё мнение при себе. Публичным гомофобом, к примеру, быть стыдно. В основном потому, что не принято быть невежливым долбоёбом и ставить по любому поводу незнакомых окружающих тебя людей в неудобное положение.На этой планете, где о правах человека не только в книжках пишут, отвратительное слово «толерастия» придётся забыть, поскольку здесь его не знают. И ваши личные проблемы в виде любых проявлений нетерпимости малого кого интересуют. Будьте взаимовежливы и никто не напомнит вам, что вы иммигрант.
В поисках ответа на насторожившее меня письмо наткнулся на не самый новый, но весьма показательный документ: «Этническая принадлежность иммигрирующих в Окленд — 2006». Сэкономлю время читателям и вкратце перескажу интересные, на мой взгляд, моменты.
Сперва посмотрим на график в начале поста. Он отображает количество ставших постоянными жителями (permanent residents) в период 1987-2006гг. Заметьте, русских едет не больше, чем из Канады или Камбоджи, примерно столько же, сколько из Зимбабве, Таиланда, Югославии, Сингапура, Индонейзии, Вьетнама и, прости господи, Сомали. Не повод ли русским самым-охуенным-в-мире-программистам задуматься о том, что недостаточно уметь программировать, неплохо бы ещё научиться говорить по-английски лучше, чем филиппинцы и шриланкийцы, которых сюда приехало в три раза больше.
Почему за начало отсчёта взят 1987 год? Именно тогда был изменён характер иммиграционных требований для новоприбывших. Если до этого принимали на постоянное жительство представителей отдельных, избранных стран, то с марта 1987 года сфокусировались на личных качествах и наличии полезных навыков у собирающихся приехать. Не забывали, конечно, и об инвесторах. В общем-то можно сказать, что именно из этого акта «растут ноги» текущих иммиграционных требований. В 1991 году, когда поток желающих стал больше, ужесточили отбор: ввели систему очков.
Позже стали требовать «более лучшее» знание английского языка. В 1995 начали брать с нежелающих учить язык залог в $20 000, который возвращался после сдачи экзаменов. В 1998 залог заменили обязательными предоплаченными курсами английского. Требования по знанию языка менялись время от времени, чтобы контролировать иммиграционный поток. Я буквально недавно писал, что ныне до конца июля приостановлено рассмотрение родительской категории. Скоро будут озвучены новые правила.
В результате количество рождённых вне границ Новой Зеландии её жителей возрасло за период с 1986 по 2006 год с 15% до 27% для всей страны, и с 23% до 37% в Окленде. На графике ниже видно, откуда они понаехали. Данные, основанные на переписи населения 2006 года, приведены для Окленда в период с 1991 по 2006 год.
От себя могу добавить, что многим кажется, будто в Окленде одни азиаты. В центральной части города действительно много студентов. Но стоит понимать, что большая их часть вернётся обратно в Китайскую Народную Республику, поскольку там реальная жизнь, а тут деревня на задворках мира. В целом лишь около 500 000 из 4 500 000 жителей Новой Зеландии имеют азиатские корни, один из десяти, не очень много и не очень важно.
Вот этнический состав жителей Окленда возрастом от пятнадцати лет (страны, в которых они родились). Сейчас Окленд на 200 000 больше, думаю, пропорции в основном сохранились.
А вот по тому, как все жители, не только иммигранты, себя определяют. Больше 66% азиатов проживают в Окленде. Островитян тут больше, чем осталось на островах, это известная шутка.
На графике ниже показано как давно приехали те, кто составил основную массу иммиграции в Окленд. России, заметьте, в списке нет. Много ли здесь русских?
Теперь разберёмся, кто чем занят в Окленде. Правда ли, что в банках работают одни азиаты, а островитяне поголовно бездельники? Напомню, что картинки кликабельные, их можно смотреть в увеличенном размере.
Сперва посмотрим кто вообще работает: видно, что азиаты привозят родителей, а островитяне сидят на пособиях.
А вот таблица ниже показывает очевидное: англоговорящие (Новая Зеландия, Великобритания, Северная Америка) чаще занимают руководящие позиции и занимаются высококвалифицированным трудом. Островитяне плохие менеджеры зато неплохо копают. Американцы не любят работать таксистами в отличие от азиатов.
Обратим свои взоры на образовательную составляющую. Жители, приехавшие с островов, как это ни прискорбно, в основном не имеют никакого специального образования. Родившиеся в Новой Зеландии тоже не сильно заморачиваются по этому поводу, впрочем, я уже писал об этом в посте «Высшая мера образования».
Как вы думаете, каков процент работоспособных жителей Новой Зеландии имеют высшее образование, сравнимое по продолжительности и количеству пройденных курсов с обычной российской магистратурой? Два процента. Бакалавров — одиннадцать процентов.
В Окленде, как в единственном в стране по-настоящему крупном городе-миллионнике с образованными людьми получше, но ненамного.
Как с таким образованием и таким нежеланием работать зарабатывать деньги? Ниже приведу немного устаревшие значения новозеландских зарплат, которые, думаю, процентов на 20 выросли, если сравнивать с относительно актуальными данными этого поста: Зарплаты в Новой Зеландии. Если кому кажется, что это мало — обязательно напишите об этом в комментариях, так все узнают, что у вас высокие запросы и, возможно, текущие доходы не меньше озвученных цифр, а значит вы не хуй собачий. Это, конечно, очень важно знать.
На цветастом графике видно сводную картинку из вышеприведённых таблиц: квалификация и управленчество зарабатывают больше, копатели — меньше. Честно и сбалансировано.
В целом здесь не совсем Вавилон, и взрывать во имя пророка Муххамеда или любого другого идола начнёт ещё не очень скоро. Арабов, как и мечетей, не так много; азиаты мирные и трудолюбивые; островитяне бездельники и хотели бы отменить понедельники, но в целом государство приезжих с Тонга потихоньку развивает, поднимает, поддерживает; англичане и коренные «белые» новозеландцы всё больше понимают, что без иммигрантов тут никак, и что можно не копать, а руководить; европейцы вместе с индусами и филиппинцами поставляют проф.кадры, среди которых наравне с вьетнамцами и выходцами из Аргентины устраиваются на работу русские специалисты.
Нужно привыкать жить в многонациональной стране, где в общем-то все на равных. Супер-таблица ниже показывает сколько представителей разных национальностей проживает в городе Окленде. По клику откроется большая картинка.
Больше можно узнать на официальном сайте Stats.govt.nz и в PDF документе, использованном для создания этого поста. В нём есть статистика по районам Окленда и возрастному распределению этнических групп.
Мы все ждём данных посвежее. В прошлом году должна была состояться новая перепись населения, которая показала бы новые цифры и позволила бы лучше понять, кто есть кто в Новой Зеландии. Однако, в Красчтёрче начались землетрясения, и бюджет не позволил позабавиться статистикой.
На этом всё, помечаю этот пост тэгом Памятка, включающем в себя подобного рода общеинформационные посты.