Недвижимость в Окленде

IMG_0062 Edit

Здесь в Окленде, невзирая на прикрученные к почтовому ящику шурупами таблички «NO JUNK MAIL» и «NO HAWKERS & CIRCULARS», гады подбросили местную газетёнку.

В разделе цен на недвижимость риэлторы выкручивают руки покупающим свой первый дом («first home buyers»). Пишут, мол, торопитесь, в октябре первый взнос будет 20%, вы не верили, что можно найти что-то меньше, чем за 400 000NZD — мы готовы помочь!

Два года назад мы искали дом в этом районе из расчёта $260 000 — $320 000. В итоге, как я рассказывал, купили за $278 000. Хендерсона (Henderson) — пожалуй, одна из немногих доступных частей Окленда. Как я это вижу сейчас, нижняя планка вхождения, так сказать, в рынок недвижимости поднялась с ноября 2011 года как минимум на $100 000. Ни один банк такие проценты не выдаст на срочных депозитах. Стоит ли говорить, что из 200 газетных объявлений лишь в 5 были указаны цены, остальное — аукционы. Отрывают с руками. «Страшно жить», рынок перегрет.

Почему так? По комплексу причин, конечно.

Во-первых, новозеландцы со скрипом отвыкают от впитанной с молоком матери «новозеландской мечты». Идея аналогичная американской, но со своими нюансами: киви хотят иметь двухэтажный дом для все семьи, 1000м² земли, машину, яхту и желательно дачу. Есть так называемое «правило трёх Б»: BMW, a boat, a bach – бэха, лодка, дача.

Во-вторых, как я уже писал, в Новой Зеландии город, такой, чтоб прям город город, всего один — это миллионный Окленд. Это значит, что работа, деньги, культура, перспективы карьерного роста, бизнесы, наука — всё это в основном тут. Неудивительно, что из 4,5 миллионов новозеландского населения, 1,25 живут в Окленде. Город «обречён» на рост. Дети фермеров стремятся в город. Процент (1%) прироста населения за счёт иммигрантов тоже состоит в основном из молодых и умелых (skilled migrants), которые не очень горят желанием поднимать целину. За последнее даже баллы дополнительные дают при оформлении резидентства, и это действительно неплохое, на мой взгляд, решение — приехать, скажем, в Крайстчёрч, а через год-другой, как освоился — в город, в Окленд.

Приезжие москвичи, думаю, меня поддержат — в Новой Зеландии скукотища и болото. Однако, самая бурлящая его часть — это Окленд.

В результате город Окленд разросся уж больше некуда. Все сюда едут, всем подавай четверть акра земли, и отдельный дом: площадь миллионного города Окленда была чуть больше десятимиллионной Москвы 2010 года (до недавнего присоединения «Новой Москвы»), например. Сегодня проехать из Окленд на машине по скоростной трассе с ограничение 80-100км/ч по диаметру, если можно так выразиться, займёт около часа, если без пробок. Это банально неудобно.

Земля и недвижимость дорожает. Минимальный размер секции (куска земли), на которой можно построить дом в центральных районах уменьшена до 300м². Девелоперы покупают старинные дома за 2,5 миллиона долларов с 600м² земли, сносят их, строят два рядом и продают каждый как минимум за полтора.

Бодрый бизнес подпитывается иностранными инвесторами. Бытует мнение, что китайские граждане выводят наворованное в Великом Китае бабло, скупают жильё налево и направо. Купил несколько домов, сдаёшь, получаешь доход — ба, да ты бизнесмен, вот тебе, друг, виза, живи, делай бизнес. Это рабочий вариант, кстати. Миф раздут и его ксенофобные мотивы активно задействованы в программе партии лейбористов. Иностранцев, покупающих жильё в Окленде и не планирующих тут жить лишь 5,6%. При этом в основном иностранные граждане — выходцы из Великобритании и Австралии, братья по разуму, так сказать. Отнюдь не азиаты.

Новое жильё строится, но медленно. Окленду пора расти вверх, как это уже случилось в Сиднее и Мельбурне. Переходная фаза весьма болезненно воспринимается теми, кто ещё не успел накопить денег на первый дом, остальным рост цен на недвижимость выгоден. Как минимум по этому общее мнение таково: цены на жильё в Окленде будут расти и дальше.

В-третьих, если смотреть ещё шире, то по мнению Александра Молчанова, экономиста из университета Massey, обычным новозеландцам просто некуда больше вкладывать деньги; не созданы или недостаточно популяризованы альтернативы выгодного и надёжного инвестирования для граждан. Работа в этом направлении ведётся, но далеко не все понимают сложившуюся ситуацию. Например, относительно недавно по предложению правящей партии начали приватизировать государственные компании (asset sale), так народ развозмущался: «Правительство предлагает нам купить то, что уже наше!» Теперь у многих есть желание провести референдум: продавать госкомпании частным лицам или «всё в дом, всё в семью». Премьер-министр, конечно, считает это пустой тратой денег. Вряд ли его выберут в третий раз.

Сие, конечно, совсем баланса на рынке недвижимости не добавляет. Средний (медианный) дом в Окленде уже стоит $595 000. Рост будут искусственно замедлять (например, заставят с продажи платить налог, или запретят нерезидентам покупать, есть вариант), конечно, чтоб не допустить кризиса. Но на текущий момент нет причин ценам падать. Нет никого, кому это было бы выгодно.

Так выходит, что желающие купить свой первый дом должны накопить $60 000 — $80 000, чтобы получить шанс приобрести хоть что-нибудь в меру убитое в Окленде. Не очень весело, но факт.

P.S.: Ссылка по теме: раздел «Недвижимость» в NZ Herald.

P.P.S.: Ссылка не по теме: суровые новозеландские строители

Комментарии

 

19 комментариев

  1. Да ладно, не такая уж и скукотища в НЗ, в Веллингтоне жить можно )) Работы правда меньше гораздо чем в Окленде, но и жить я считаю, приятнее. Хотя тем, кто привык к очень разнообразной жизни, может действительно будет скучновато.

  2. Стас, а ты можешь сделать пост со сравнением апартаментов в России (Новосибирске или Москве) и Окленде? Например что можно снимать за 800 usd, 1000 usd

  3. Жжёте, парни. По
    существу: с введением 20% первого взноса цены стабилизируются и даже будет
    небольшой отскок в 5%.

Добавить комментарий прямо сейчас