Здесь в Окленде мы давно ждали новый TED. Не скрою, ожидания того стоили!
Последнее мероприятие TEDx Auckland проходило в 2010 году, 2011 год мы пропустили, в связи с внутренними оргизменениями. Теперь TEDx Auckland имеет за собой собственную некоммерческую организацию.
В этом году команда под руководством Элиотта Блэйда (Eliott Blade) проделала потрясающую работу, и это мероприятие полностью затмило предыдущее в плане организации, и места проведения.
Несомненно, стоял большой вопрос: смогут ли организаторы поддержать прежний высокий уровень докладчиков? Я имею в виду, что высокая цена за место это одно, но мы ходим на TEDx совсем не за этим.
К счастью, ответ был – ДА! Все докладчики были великолепны, каждое выступление по-своему уникально. В этом посте я опишу свое впечатление от докладчиков и ключевые идеи каждого из них. Стоит отметить, что я предварительно не выяснял, кем были выступающие и тему их выступления. Чтобы избежать предвзятого отношения.
Сессия 1
Из-за небольшой давки во время распродажи начало было отложено, пока не были обработаны все номера мест. Это был единственный очевидный сбой в этот день. Но он стал разочарованием лишь для тех, кто был вынужден стоять в огромных очередях, чтобы забрать свои билеты.
Мне кажется, что зал The Edge, ответственный за распространение билетов, стоило получше организовать этот процесс. Полагаю, они не в первый раз, распространяли билеты для центра искусств Aotea Centre на центральной площади миллионного города Окленда.
Как и на предыдущем мероприятии TEDx Auckland Эндрю Паттерсон (Andrew Patterson) выступал в качестве ведущего. Благодаря его стараниям, события развивались быстро, он ловко справлялся с представлениями докладчиков.
В качестве темы TEDxAuckland был выбран концепт «Управление мышлением”. Ведущий упомянул программу Vodafone World of Difference (в частности, ориентированную на молодых людей), для которой Vodafone выбирает четырех человек, имеющих свои идеи как изменить мир, и финансирует их в течение года, с целью помочь достигнуть этой цели. Может кому-то будет полезно.
Мое стремление стать супергероем
Фото с сайта TEDxAuckland
Первой выступила Мишель Дикинсон (Michelle Dickinson), молодая учёная из Окленда. В восхитительной манере изложения она рассказала о своей склонности ломать вещи и своей неосуществимой мечте в один прекрасный день стать супергероем. Это побудило ее заниматься механикой разрушений в университете. Там она могла вдоволь насладиться процессом разрушения вещей, и более того, от неё не требовалось собирать их обратно! Благодаря её увлечённости книгой Майкла Крайтона (Michael Crichton) «Рой» и случайному комментарию профессора, она заинтересовалась нанонаукой. Эффективное разрушение по настоящему мелких вещей.
Это побудило ее с новой силой следовать своей мечте стать супергероем, обладающим особыми способностями летать, читать мысли и быть невидимой.
Рассказывая о телепатии, Мишель описала компьютерный чип, внедренный в клетки головного мозга с целью увидеть, как они взаимодействуют, как формируются и поддерживаются соединения между ними. Помимо сомнительной возможности читать мысли, есть надежда, что данное исследование может принести очень реальную пользу людям с физико-психическими проблемами, такими как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона.
Полет и невидимость были продемонстрированы с помощью двух самых крутых демонстраций, которые я когда-либо видел.
Рассказывая о полете, Мишель продемонстрировала как небольшой магнит левитирует над суперпроводником (используя жидкий азот, необходимый для охлаждения). Известный эффект, который мне впервые довелось наблюдать вживую.
Это было круто, но лучшим визуальным эффектом был «невидимый нано-щит», напылённый на её белоснежные теннисные кроссовки. Это был спрей из нано-частиц, который не позволял жидкости прилипать за счёт, грубо говоря, мелких пупырышек. Мишель выдавила шоколадный соус на свои кеды, затем перевернула их, и соус сразу же полностью «сполз», не оставив следа на белой ткани.
Видео для интересующихся:
В своем выступлении она, разумеется, объяснила эти вещи в исчерпывающей и наглядной форме. Но многи, судя по обсуждениям в перерыве, оказались серьёзно впечатлены. Наука воистину чудесна, чего уж там.
Восстановление архитектуры с нуля
Эндрю Паттерсон (Andrew Patterson) архитектор (с тем же именем, что и ведущий). Должен признаться, я ничего не понимаю в архитектуре, и немного опасался слушать выступление на тему, которая никак со мной не связана и не вызывала у меня никакого интереса.
Эндрю познакомил нас с архитектурной концепцией «треноги», которую придумали на Западе в 18-м веке. Она состоит из трех столбов: концепция, пространственное положение, взаимодействие. Маорийцы, что удивительно, пользовались другой схемой, так новозеландская архитектура получила серьёзную базу для самобытности.
Затем архитектор показал, как он и другие создавали конструкции на основе маорийской версии треноги, которая держится на трех столбах: пространственное положение Ранги и Папы (неба-отца, матери-земли); форма Whanau (жилище маори); и мышление шаблонами (паттеры). Конструкции, созданные с помощью этих философий, удивительно разные.
Бозон Хиггса и Новая Зеландия
Д-р Дэвид Крофчек (David Krofcheck) является старшим преподавателем в Оклендском университете. Я был уверен, что эта презентация мне понравится. И не ошибся.
Дэвид подробно разобрал вопросы относительно утверждения Питера Хиггса (Peter Higgs) по поводу хиггсовского поля и соответствующей частицы бозона Хиггса, которая должна существовать в квантовой среде (и скорее всего существует!). По сути дела физики могут описать 99% массы при распаде элементарных частиц, ради поисков оставшегося 1% построили величайшее, пожалуй, достижение человеческой цивилизации — Большой Адронный Коллайдер. Это очень важный процент.
Хиггс предположил, что существует поле, которое возникло сразу же после Большого взрыва и продолжает существовать не распадаясь по сей день. Именно оно «ответственно» за наделение объектов и частиц массой. Взаимодействие крайне слабое: силы магнитного поля достаточно, чтобы держать над поверхностью планеты Земля металлическую иголку. Гравитации целой планеты не хватает, чтобы перетянуть сантиметровый магнит. Оттого поле Хиггса ну очень сложно измерить.
Само собой, многие скептически относились к невидимому всеохватывающему полю, которое невозможно обнаружить. И именно для его обнаружения создавался Большой адронный коллайдер (БАК).
Дэвид доступно рассказал о принципе работы БАКа. Он попросил нас поставить руки перед собой, ладонями друг к другу на расстоянии пару дюймов от нашего лица и в нескольких дюймах друг от друга, а затем хлопнуть. Поток воздуха, который мы почувствовали у себя на лице (нашем детекторе) был результатом встречи наших обеих рук. По тому, как всколыхнулось воздушное пространство можно судить о строении рук и силе схлопывания. Тем же заняты учёные в Женеве.
Аналогичным образом БАК сталкивает протоны и исследует образующиеся «продукты распада» и энергии.
Все мы не раз слышали, как БАК сталкивает протоны, и лично я испытываю благоговейный трепет перед тем, как им удается ускорять в противоположных направлениях два протоны до скорости близкой к скорости света, а затем заставлять их сталкиваться внутри супер-детектора.
В реальности дело обстоит немного более правдоподобно, хотя по-прежнему невероятно.
Пучки-порции, содержащие около 1 миллиарда протонов, шириной с человеческий волос и несколько дюймов в длину ускоряются в противоположных направлениях. Из этих 2-х миллиардов протонов, которые сталкиваются лоб в лоб в ограниченном пространстве, на скорости близкой к скорости света, в результате получится в среднем всего лишь 30-40 интересных науке коллизий. Учёных интересуют самые энергичные частицы — бозоны Хиггса. В общем-то никак иначе, кроме как построить сверхпроводниковую подземную катушку длиной 27 километров «увидеть» их нельзя.
Было очень познавательно услышать, что Новая Зеландия также вносит свой вклад в этот титанический проект. На обоих концах детектора (известного как CMS), расположен прибор и соответствующее программное обеспечение, созданные в Новой Зеландии. Он измеряет характеристики энергии пучка протонов, который попадает в детектор перед столкновением. Если характеристики энергии за пределами определенных параметров, это означает, что пучок протонов удлинился или «рассеялся», и любые данные полученные от столкновения таких пучков протонов будут непригодны для программы.
Когда такого рода аномалии обнаруживаются новозеландскими детекторами, на главный пункт сбора данных CMS отправляется команда, в которой сообщается, что эти данные не следует учитывать. Фактически Новая Зеландия несет ответственность за контроль качества на Большом адронном коллайдере. Мега-круто, не правда ли?
Одной из многих вещей, которые поразили меня в этом проекте, является совокупность данных, которые учёным необходимо получить для того, чтобы окончательно определить, существуют ли на самом деле частицы бозона Хиггса. Им нужно проанализировать 700 000 000 000 000 столкновений (семьсот тысяч миллиардов).
ICARE — Изменение жизни в Ираке
История доктора Ассиль Рассел (Assil Russell) началась прежде, чем она закончила свои медицинские исследования, в то время когда она была еще «бедной студенткой» в Данидине. Очень вдохновляет узнавать, как кто-то, кто, казалось бы, не имеет необходимых средств, по-прежнему имеет возможность спасти жизнь незнакомого человека, который живет на другой стороне земного шара.
Узнав о ребенке, которому жизненно необходима операция, Ассиль начала с продажи выпечки и закончила написанием поваренную книги по ближневосточной кухне. Благодаря этим усилиям удалось выручить достаточно денег, чтобы сделать ребенку жизненно необходимую операцию.
После такого успеха Ассиль основала ICARE (Иракское общество помощи детям и организации их выздоровления). Оно помогает координировать медицинских профессионалов, которые желают добровольно предоставлять свои услуги, а также занимается сбором средств для оборудования, необходимого для оказания помощи детям, которые страдают от последствий вооруженного конфликта в Ираке.
Должен признаться, эта часть выступления не очень вдохновила. Почему новозеландские врачи работают в Ираке бесплатно в то время, как их не хватает в Новой Зеландии? Зачем я буду помогать больным детям в Ираке, если есть огромное количество оных в Новой Зеландии? Кончилось тем, что выступление выглядело как: «Купите наше благотворительное приложение на iPhone». Камон.
Сессия 2
Обучение компьютеров говорить
Фото с домашней странички учёного.
Алистер Кнотт (Alistair Knott) представил нашему вниманию интересную цепочку рассуждений, в которой показал, как языковедение сотрудничает с нервно-двигательной системой. Знаю, что звучит не очень интересно, и если бы он начал таким образом, то полагаю, что половина аудитории, скорее всего бы ментально отключилась. К счастью, ему удалось все объяснить гораздо лучше, чем мне в этом абзаце.
Учёный традиционно для TED начал с того, как ребенком учился говорить, и поведал о своих достижениях в 6 месяцев (нет речи), 1 год (отдельные слова), 2 года (словосочетания), 3 года (мощный всплеск развития: целые предложения, ребёнка не заткнуть!).
Алистер кратко описал спорную теорию Хомского о том, что язык не учится, а скорее является встроенным в человека модулем. Хомский разработал «структурное дерево» (я не записал его настоящее имя), которое показывает, как слова могут быть выстроены и работать для любой языковой конструкции. Однако, физиология подобной структуры в мозгу не только не показала, но опровергла.
После чего Алистер с помощью простого видеоклипа показал продемонстрировал, как визуально-двигательные процессы (как кто-то хватает чашку) связаны со структурой Хомского. Текущее направление научной деятельности докладчика состоит в исследовании этой связи: показать, что эти вещи имеют определенную корреляцию и совмещаются.
Влажные горячие красавицы
Пип (Pip) — рефлексирующая женщина среднего возраста — и её друзья думали о том, чем заняться, чтобы привнести немного больше интереса в свою жизнь. Они рассматривали вариант создания книжного клуба, хотели брать уроки кулинарии, готовить обычную пищу для городских жителей. Из такого не очень глубокого мозгового штурма родилась идея заняться синхронным плаванием (!). Это выглядело, как нечто особенное и новое.
Позвонив в местный клуб синхронного плавания, Пип была удивлена и позже возмущена, когда ей сказали, что они, мол, учат детей, а не женщин среднего возраста с проблемами первого мира. Тогда разозлившаяся Пип организовала свой собственный клуб, не имея при этом никакого опыта в синхронном плавании. Вскоре вокруг неё образовалась группа единомышленников.
Их первые попытки в бассейне имели почти катастрофические последствия — женщины выбивались из сил и почти тонули. Тогда один из членов группы вместо глубокого бассейна для взрослых предложил заниматься в детском бассейне.
Сегодня клуб «Влажные горячие красавицы» насчитывает около 250 человек. Они получили финансирование от Arts New Zealand, и каждый вечер выступали на фестивале Auckland Fringe Festival. Участниками труппы являются люди в возрасте от 14-68, а также официально признанная слепая женщина и «несколько очень храбрых мужчин».
В этой истории меня вдохновила сама идея сделать что-то смешное и придурошное, и полностью отдаться её воплощению. Я намеренно использую слово смешное, в значении быть готовым стать предметом насмешек. Удивительно, что людей может объединить столь необычная идее. Ещё более удивительно, что из этого получается деятельность, которая создает крепкие узы дружбы, даёт чувство единения.
Какова ваша тюрьма?
Я слышал, что для многих других участников презентация доктора Пола Вуда (Paul Wood) по поводу личностных изменений была самой мощной презентацией этого дня. Тема персональных изменений; тюрьмы, которые мы создаем для себя; и интерес к постоянному достижению личной свободы – это то, что резонирует со всеми нами. Мне показалось, что тема хороша для тренингов в тюрьмах, но слишком уж примитивна и однослойна для TED-аудитории.
Безусловно, Полу действительно помогла обратить на себя внимание его личная история и манера говорить прямо, от всего сердца.
Пол был беспокойным подростком, который связался с плохой компанией и, мягко говоря, баловался наркотиками. Когда его мать умерла, по телефону он договорился с человеком о встрече, чтобы купить наркотики, которые помогли бы уйти от гнетущей его реальности. Но он не знал, что человек, которому он звонил, чтобы встретиться и получить от него дозу имел другие планы. В частности, он хотел заняться сексом с молодым проблемным парнем. Никто из них не подозревал, что встреча закончится смертью для торговца наркотиками/насильника, а Пола приговорят к 10-ти годам лишения свободы. (Последнее странно, ведь то была самозащита, если верить докладчику).
Важно отметить, что Пол не имел никакого реального образования до заключения в тюрьму, но принял решение измениться, и получить в тюрьме диплом и степень магистра. Он стал первым человеком в Новой Зеландии, который попал в исправительное учреждение в качестве недоучки (без средней школы), а вышел оттуда магистром на пути к докторской степени.
Пол сейчас преподает для частных лиц и организаций знания как изменить себя и приобрести личную свободу. Он разделяет весь процесс на 5 этапов:
- Признайте, что вы родились свободными
- Примите решение вырваться из вашей тюрьмы
- Осуществите побег
- Боритесь за свободу
- Живите свободным
«Это не пункт назначения, а образ жизни и постоянная практика.» — сказал Пол на прощанье. Я не совсем понимаю, почему побег включён в схему. Это далеко не самое лучшее, что может сделать отбывающий наказание за совершённое преступление.
Борьба с полиорганной недостаточностью
Фото отсюда
Полиорганная недостаточность (когда отказывают один за другим органы больного) является ведущей причиной смерти в отделениях интенсивной терапии (ОИТ) по всему миру. По словам Джона (John Windsor) её можно сравнить с современной чумой, которую мы не до конца изучили. В основном у людей, которые пребывают в критическом состоянии, отказывают сразу целый ряд органов, по принципу домино, что в результате приводит к смерти.
Джон начал с двух своих замечаний по поводу полиорганной недостаточности:
- Во всех случаях наблюдается дефицит кровоснабжения кишечника
- Существует предсказуемая последовательность отказа органов
Джон ознакомил нас со своими исследованиями и несколькими экспериментами. В основном клетки получают питание из крови на капиллярном уровне. На данный момент существует обмен, во время которого клетки получают от кровоснабжения необходимое питание, а также кровоснабжение выводит 90% продуктов жизнедеятельности клеток. Остальные 10% продуктов жизнедеятельности выводит лимфатическая система.
Благодаря кровеносной системе продукты жизнедеятельности пропускаются через соответствующие органы, такие как почки и печень, которые занимаются их фильтрацией. А вот лимфатическая система «выбрасывает» эти продукты жизнедеятельности обратно в кровь непосредственно перед сердцем. Когда тело находится в экстремальном режиме выживания, организм, желая защитить себя, приоритетным выбирает кровоснабжение активных органов (например, сердца, легких и т.д.), и блокирует поставку крови к органам, которые используются нечасто, таким как кишечник.
Исследование и эксперименты Джона показали, что эффект накопления лимфы происходит в кишечнике. Это было наглядно проиллюстрировано в фильме снятом под микроскопом. В нём было показано поток красных кровяных клеток через здоровые капилляры, а затем через насыщенные лимфой капилляры в кишечнике.
Целью следующего эксперимента было увидеть, какой эффект, если таковой имеется, вызовет присутствие лимфы в здоровом активном сердце. Результаты этого эксперимента привели убедительное доказательство того, что наличие лимфы приведёт к сердечной недостаточности. Джон объяснил, что существуют два потенциальных клинических преимущества данного исследования: либо удастся обнаружить, какое вещество в лимфе является настолько токсичным, либо придумать, как сделать лимфу менее опасной. Это может стать темой для долгосрочного проекта, но целью краткосрочного проекта является узнать, существует ли возможность перенаправлять лимфу у пациентов из ОИТ, и тем самым избежать полиорганной недостаточности.
Новозеландский поэт
Сэм Хант в Новой Зеландии звучит громко, порой даже назойливо, как дядя в семье. Киви-знакомые постарше считают, что он интересный или даже крутой, но многих скорее передергивает каждый раз, когда он появляется у микрофона.
Британцы были действительно впечатлены выступлением Сэма Ханта! Никто из них не интересовался поэзией, и до его появления на сцене не испытывал больших ожиданий. Я с трудом воспринимаю на слух англоязычную поэзию, это нужно над собой работать.
На данном этапе мы прервались на обед. Это была желанная передышка после напряжённых утренних умственных усилий, чего уж там.
Оставшуюся часть TEDxAuckland я опишу на следующей неделе.
Thanks for the review Stas — very interesting to get a perspective in Russian :)
Thanks Jason, keep it up!
Стас, исправь опечатку в предложении «Мне показалось, что темп хороша…» в слове «тема».
Исправил, спасибо!
—
Stas Kulesh
Creative @ Sliday.com
[…] Здесь в Окленде я продолжу рассказ о том, как прошла конференция TEDxAuckland 2012. Первую часть можно прочитать здесь. […]