Здесь в Хой Ане, во время проливных дождей 2008 года, в свой День рождения решил сделать «что-нибудь этакое» и поддался на уговоры двух бывших военных: купил тур по горам средней части Вьетама. Два опытных, судя по показанным фотографиям и многочисленным отзывам других туристов, гида взялись нас экипировать и прокатить с ветерком на своих надёжных Suzuki.
Четыре года назад небольшая компания называлась Easy Riders и состояла из двух вьетнамцев на относительно мощных мотоциклах. Один неплохо говорил по-английски, был во время вьетнамской войны переводчиком. Второй, крепкий вьетнамец со шрамом на щеке, совсем не говорил, но именно он, проявив чудеса обаяния, ухитрился продать нам это развлечение.
Я совершенно случайно поинтересовался, что это за ребята у какого-то скандинава, которого они доставили в отель по соседству, где-то неподалёку от центр Хой Ана. Тот вкратце описал суть мероприятия: несколько дней на мотоцикле кататься по горным районам, плащи дадут, вещи упакуют, чтобы не промокли. Осталось договориться о цене. Стоить заметить, «на работу» человек со шрамом пришёл подготовленный. Без единого слова — я, признаться, сперва посчитал, что он немой — он жестами описал маршрут, через несколько секунд достал толстый блокнот с картами, фотографиями и многочисленными «ура-отзывами» предыдущих клиентов.
Сошлись на, если мне не изменяет память, 150 USD в день с человека. Ранним утром, за день до своего 26-летия, я привязал рюкзак к боку мотоцикла, и мы понеслись через рисовые поля и леса. Договор был такой, что я буду хлопать по плечу, если нужно остановиться пофотографировать.
В продолжении поста смотрите несколько десятков фотографий с комментариями. Настоящие вьетнамские джунгли, пионеры и горная деревня, где живут малые народности.
Вот они, стальные кони наших вьетнамских друзей: «Easy riders». Компания существует и сегодня: более того, с оценкой 4,5 из 5 она описана на TripAdvisor. Молодцы, ребята, работают. Вот, собственно, их сайт: easy-riders.net. Судя по всему, бизнес идёт хорошо, на фотографиях турсайтов я вижу много новых гидов-мотоциклистов.
Красные галстуки юных пионеров. Основное средство передвижения в деревенских районах Вьетнама, как можно догадаться, велосипед.
Фермер пасёт гусей в поле. Погода стояла в те дни жутко дождливая, отчего всюду была вода: сверху дождь, снизу лужи.
Школьница возвращается домой, ребята ловят рыбу в водоёме у дороги.
Эта конструкция резко вытаскивается из воды, в зелёной сетке (см. предыдущий кадр) бьётся мелкая рыба. Когда я спросил рыбака, зачем он ловит эту мелочь, чтобы поймать рыбу покрупнее где-то в реке? Он ответил, что для еды, и стало неудобно немного. Очень много надо такой мелочи поймать для еды, чего тут говорить.
Вьетнамская пастораль. Мы направляемся в сторону гор.
Стекающие с гор реки от большого количества осадков вышли из берегов: «большая вода», мутная.
Дороги, стоит заметить, в этой части Вьетнама (на запад от Хой Ана) сделаны на совесть, нормальные такие шоссе.
Один из рюкзаков разболтался, остановились размять ноги и перевязать покрепче.
Где-то между мостом и въездом в горные ущелья мы заглянули на минифабрику, где делают тонкую рисовую лапшу.
Кладбище с фигурными могилками, над кладбищем висят облака, начинаем подниматься по горной дороге к перевалу.
Это достаточно «обжитая» часть джунглей: здесь есть электричество, я так понял, сеть водохранилищ постоянно увеличивается, об этом чуть ниже.
Судя по тому, что я нашёл в интернете об этом районе, там достаточно активно идёт стройка: сеть каскадных ГЭС обеспечиват энергией большую часть перенаселённой азиатской страны. Занятно, что баннер в советском стиле: жёлтым по красному.
Не удержался и сделал несколько снимков всепоглощающих джунглей.
Глядя на такое, волей-неволей вспоминаются фильмы о Вьетнамской войне. Как жутко, наверное, в таких условиях вести военные действия.
О жертвах военных конфликтов постоянно напоминают то тут, то там возведённые обелиски вроде показанного ниже.
Ближе к полудню остановились на обед.
Простая еда вьетнамских рабочих и крестьян оказалась вполне себе насыщенной. Особенно хорошо пошёл крепкий горячий кофе: как ни крути, даже в плаще на ходу в дождь достаточно сильно замерзаешь.
Двинули дальше в горы. Стало ясно, что погода улучшаться не собирается, и будет только хуже. Пару раз приходилось приостанавливать мотопробег из-за оползней вроде такого.
Или даже такого: совсем дорога была непроезжая, около получаса ждали.
Мне всегда импонировало азиатское спокойствие: нужно спешиться и подождать — сидим, спокойно ждём, не мучаем строителей расспросами — быстрее, чем поедем, не поедем.
Джунгли без конца и края.
Для ощущения масштаба рекомендую найти на этом изображении фигуру человека у ручья, который на самом деле горная река во вьетнамском густом лесу.
Думаю, оставленный без присмотра «домик в деревне», дача по-русски, здесь за полгода заростёт так, что потом не найдёшь.
Остановились подзаправиться, погреться, перекусить и поглядеть на жизнь простой деревни неподалёку. Во Вьетнаме занятные заправки с размеченными подобно шприцам стеклянными ёмкостями: сразу видно, есть бензин или нет. Мы двинули в деревню.
Товары сельского магазина на «витрине».
Собака у входа в дом. В этой части страны живут очень просто.
Какой пост про Азию может обойтись без фотографии азиатского ребёнка?
Мальчик в каске в проливной дождь играет с велосипедной шиной. Странным образом это, пожалуй, моя любимая фотография, этой серии.
Магазинчик у дороги. Во Вьетнаме очень любят футбол, следят за матчами и знают русских игроков по именам. Я не знаю столько.
Автомеханики мастерской у заправки. Льёт, как из ведра, камера промокла и начала размывать картинку.
В этой удалённой от цивилизации деревне живут представители малой народности, в традициях которой матриархат.
Здесь «дамы выбирают кавалеров», юноши выступают в роли невест, их выдают «зажён». В деревне много шляющихся без дела молодых людей. Их задача помогать по хозяйству и оставаться привлекательными до наступления совершеннолетия.
Деревня живёт сельским хозяйством (читай: «очень бедно»). Выращивают кофе, острый перец, корицу, плоды папайи — в джунглях, в тепле и влаге, растёт всё. Женщины готовят 70%-ю рисовую водку, коей мы не преминули погреться с дороги: пробирает до костей, скажу я вам.
Как я уже говорил, футбол здесь любят: только какой-то безрукобезногий.
Собак во Вьетнаме едят — хорошая, откормленная, чистая собачка стоит плохой электроплитки — оттого они выглядят весьма убого и обычно жмутся по углам.
Дети всегда рады сфотографироваться позировать. Камера окончательно промокла и начала запотевать изнутри.
Из деревни мы отправились к месту ночёвки в ближайшее поселение с гостиницей.
В городке даже нашёлся геймклуб с интернетом, откуда я написал тогда:
По телевизору за ужином посмотрел новостное сообщение о встрече лидеров Вьетнамии и России. Воистину маленькие люди управляют миром. Медведев смешно говорил, используя все шесть тонов местного языка. Гид перевёл, мол, будем укреплять, мол, становление, технологии. Другой гид показал заросшее пулевое ранение в живот и пожаловался, что после войны остался глух на правое ухо. Стало страшно пить пиво с человеком, который теми же самыми руками, что держит ныне стакан, когда-то нажимал на спусковой крючок автомата.
В деревенском интернет-клубе пацаны режутся до потных лиц в Counter Strike, а мне буквально через несколько часов накатит год сверх уже нажитых двадцати пяти.
Поутру водителю со шрамом стало нехорошо и вторую часть днерожденной поездки я провёл в попытках выбраться из затопленного района и оказаться в относительно безопасном городе Дананг. Посты о наводнении во Вьетнаме были в своё время популярны и даже оказались упомянуты на BBC Russian: Наводнение во Вьетнаме и Вьетнам под водой. Всё кончилось хорошо, все живы.
Как можно догадаться, я почти закончил с разбором фотографий из своего многомесячного путешествия по Азии 2008-го года. Надеюсь, скоро дойдёт очередь до Австралии и островов Тихого океана, будет интересно.
P.S.: Мне продолжают поступать письма с вопросами об изучении английского в Новой Зеландии. Пожалуйста, ищите информацию по этому поводу на специально созданном сайте: Studyaway.ru Спасибо.