Здесь в Окленде, приблизительно полгода назад, брат прислал в подарок своему двухлетнему племяннику книжку с русскими сказками. Настоящий русский фольклор.
И вот уже несколько месяцев пытаюсь объяснить своим родителям, что это пиздец, а не истории для впечатлительного ребёнка. В основном выясняется, что я ненавижу всё русское и брата заодно.
Понимаю, что, возможно, сын просит знакомые сюжеты. В его мире не так много сюжетов. Читали бы ему Библию или Коран, просил бы и их. Мы, взрослые, выбираем, что для ребёнка лучше на данном этапе.
Старик вскочил, бросил в него топором и отрубил ему лапу. Сам убежал, спрятался.
Заревел медведь и ушел на трех лапах в лес.
Старик взял отрубленную лапу, принес домой:
— На, старуха, вари. — и так далее
Такие истории генерируют бесполезные страхи, с которыми потом ребёнку и нам, родителям, приходится разбираться.
Мне не кажется, это факт: мой двухлетний мальчик начал боятья темноты, волков и чудищ в бамбуковых зарослях рядом с домом. Раньше не боялся.
В своей жизни я видел волка несколько раз: три раза в зоопарке, один раз во время туристического сплава по реке. Они не страшные и абсолютно не релевантные. Человек давно победил волков, медведей, пауков, тараканов, драконов, акул, чудищ — всех победил, чего уж там.
Зачем забивать ребенку голову ужасами, болью и расчлененкой — я не знаю. «Поколения выросли», как и «это такие традиции» — не убедительные аргументы. Лично для меня «традиционное» значит вызывающее недоверие. Это касается буквально всего, не только сказок. «Традиционная медицина», например. Традиционно обрезание, например, тысячи лет уж так калечат детей. Нахуй не нужно.
Слово «традиционно» — красный флаг, что этого делать не нужно. Ибо чаще всего традиции те вышли из предрассудков, страхов и предубеждений наших предков.
В их систему ценностей и нюансы быта ребенок окунётся, если заинтересуется фольклором тех или иных народов в сознательном возрасте. Фольклор изучают историки и культурологи: обычная наука, никакой мистической и сложносочинённой ценности. Если сказка учит моего ребенка бояться волков — нахуй такую сказку. Гораздо важнее история, в которой рассказывается, как под машину не попасть.
То, что нам в детстве читали ужасные сказки тёмного средневековья с его ужасами, и нашим родителям читали, и прародителям читали — абсолютно не означает, что мы обязаны продолжат эту традицию. Отношения в социуме коренным образом изменились. Например нет рабства, которое норма для последователей традиционных носителей морали в виде Корана, Нового и Ветхого заветов. Гуманистические ценности сильно изменились даже за последние 50 лет. Коммунистический писатель Корней Чуковский, который изобрёл ГУЛАГ для детей и у которого отлично рифмуются «проклятый Зоосад» и «бедный Петроград» — повод для отдельного поста. Из тогдашних Агния Барто и Маршаки относительно ничего. Заходер депрессивный какой-то.
Со времён петровских крестьян и хрущёвской оттепели так много появилось нормальных историй, в которых нет сложнообъяснимых моральных парадоксов, утробных страхов, и персонажи ведут себя, как люди: не причиняют страданий, не унижают друг друга. Историй много и нет дефицита: нет нужды пичкать детей страшилками и предрассудками из прошлого.
Разумеется, в подростковом возрасте я с удовольствием читал о том, как Синдбад Мореход кормил птицу Рухх, срезая мясо с икр своих ног. Разумеется, хорошо шли фантастические боевики Гарри Гаррисона и совершенно не нежные персонажи «Принцев Амбера» Роджера Желязны. Всему своё время. В два года Сказки Братьев Гримм и другой фольклор — русский или не русский — спасибо, не надо.
Всему своё время. Я тоже против пугающих сказок, не зависимо от страны происхождения. Та же золушка в оригинале далеко не детское чтиво.
Кроме сказок много других стереотипов. Например, одно из первых обязательных знаний ребёнка по мнению большинства детских книжек — это умение различать животных, которых он вряд ли встретит в ближайшее время. «Очень важно» проживая на Урале различать львов, тигров, жирафов, носорогов и т.д.
Я дал ссылку на настоящую Золушку в конце.
—
Stas Kulesh
Creative @ Sliday.com
Тоже постоянно приходилось бороться с попытками почитать ребёнку что-нибудь «традиционное», например, Андерсена, потому «традиционное» почему-то у многих приравнивается к «доброму и светлому». Тогда я просто сделала подборку из нескольких историй из книги, которую собственно и хотели почитать. Про девочку со спичками, про красные башмачки. В общем, пробрало так, что теперь на каждую неизвестную доселе историю спрашивают рецензию. :)
Чуковского я в наш книжный шкаф не пустила, потому что сама ещё с детства терпеть не могу.
«Была у меня сестра,
Сидела она у костра
И большого поймала в костре осетра.
Но был осетер
Хитер
И снова нырнул он в костер.»… и т.д.
Неее, спасибо, не надо. :)
Единственное, с чем не соглашусь — появление страхов это естественный и нормальный этап развития ребенка. Даже если бы вы не читали ему сказки про чудищ, живой детский разум синтезировал бы их сам. Без этого не обойдётся, даже если читаете только добрые и безобидные сказки.
Разумеется. Усугублять ни к чему.
—
Stas Kulesh
Creative @ Sliday.com
Какой вы впечатлительный, матерь Божья))))
Я ОК, спасибо.
—
Stas Kulesh
Creative @ Sliday.com
:)) точно! Я тут посмотрела сведим взглядом мультик про царевну-лягушку. Это же кошмар какой-то. Выпустили братья стрелы, нашли себе невест, а младший женился на лягушке, ну правильно, не ослушаешься же отца. И отец в порядке, да еще и издевается над сыном:»где моя невестушка, что же ты ее с собой не взял?». Жуть…
А в чем проблема? Читайте ребенку правоверного Андерсена Ганса Христиана и Гофмана, там сплошное добро и лючики света!
Типа юмор?
—
Stas Kulesh
Creative @ Sliday.com
Я достаточно точно описал, в чём проблема.
Я бы ещё добавил, что остро не хватает сказок, в которых реалистичен взгляд на экономические блага и их распределение.
А то живём в стране, в которой взрослые люди до сих пор тайно ждут самоходную печь, волшебную щуку и царевну в придачу.
В современном российском политизированном обиходе слово «традиционный» подается сейчас очень оценочно, как эквивалент-сплав понятий «родной, хороший, правильный». Хотя на самом деле «традиционный» означает только одно: «основанный на традиции». Что такое «традиция»? Установившееся издавна мнение, привычка. Про «правильность» и «хорошесть» словарь ничего не говорит.
Во всех ли случаях следует придерживаться «установившихся издавна мнений»? Очевидно, не во всех, если есть желание руководствоваться в собственных решениях критическим мышлением (или, для краткости, просто — мышлением, в отличие от некритично воспринятого культурного стереотипа или поведенческого штампа).
Так что какие сказки читать своему ребенку — очень ответственный и серьезный шаг Думающего Родителя.