Здесь в Окленде я приблизительно раз в год пишу о своей, так сказать, обратной системе целеположения. Если вкратце, то на год ставится одна задача. Примеры задач/желаний в списке ниже:
— В 2017 году я хотел продать уже наконец старый дом и снова начать путешествовать, продал и уехал на месяц в Чили.
— В 2016 году я хотел окончательно решить квартирный вопрос, и мы купили дом рядом с океаном и хорошими школами.
— В 2015 году я что-то хотел, но в основом был занят воспитанием ребёнка, бытом, бизнесом и помощью родителям. Этот год вычёркиваем.
— В 2014 году я хотел, чтобы родители переехали в Новую Зеландию, и мы, спустя три года бумажных дел, таки воссоединились.
— В 2013 году я хотел стартап, и мы запустили «фэшн-инстаграм» Do You Like It?
— В 2012 году я хотел семью — и у нас появился чудесный мальчик Лукас.
— В 2011 году я хотел решить квартирный вопрос и купил в декабре дом.
— В 2010 году я хотел открыть свою компанию и перестать ходить в чужой офис — так появилась Sliday.
— В 2009 году я хотел научиться работать в Новой Зеландии и выплатить большой долг, накопившийся после полугодового путешествия. Научился, выплатил.
— В 2008 году я хотел получить вид на жительство в Новой Зеландии, и прокатиться по Азии — получил, уехал, как планировалось.
— В 2007 году я хотел остаться в Новой Зеландии, разобраться с рабочей визой, разобраться с тем, как тут жить. Было жутко интересно и не очень сложно. Разобрался, остался.
— В 2006 году я хотел поехать, попробовать пожить и поработать в Новую Зеландии — собрал $5570 и поехал.
— В 2005 году я хотел посмотреть, как оно вне России, и присутствуют ли там вообще разумные формы жизни. Полгода жил в провинциальном Китае.
— А вот в 2004 году я ничего такого особенного не хотел. Работал потихоньку, бегал от армии, съездил раз на Алтай, кажется, один раз в Бурмистрово. Родители, кажется, приезжали. А я думал, что нужно съезжать с квартиры на улице Академической, 4 и ходил в гости к друзьям: Илье Стахееву, который жил в конце той же улицы, к Диме Смирнову, что через дорогу, Вале Мерзликину на Морском проспекте тогда обитал, кажется. Кофе мы пили в NYP-кофейне на том же Морском. Кажется, в Новосибирске, в самом городе, я в 2004 году был всего лишь раз. Много курил, по ночам работал, думал, что вот напишем мы нашу супер-игру и станем миллионерами.
Если чуть развернуть мысль, то:
- Во-первых, год — с одной стороны быстро, а с другой достаточно долго, чтобы выбрать цель посерьезнее. Долгосрочность позволяет 90 % времени жить в свое удовольствие, а в оставшиеся 10 % времени потихоньку пилить в запланированном направлении.
- Во-вторых, одной большой выполненной, что немаловажно, цели достаточно, чтобы поддержать самооценку. И в то же время одна задача — не десять. В английском есть слово «overcommit», что означает «перееобещать»: это не про меня.
- В-третьих, такая схема, особенно рассмотренная в обратном порядке (от настоящего к прошлому) не позволяет халявить и подобно концепту «I did list» подталкивает к усложнению следующей задачи.
Ответил недавно на вопросы Алисы Малаховой из interesno.co.
— Стас, есть ли у тебя выбор между целями? Например, за год у тебя выкристаллизовалось две больших цели, как ты выбираешь только одну из них? Или такого не бывает?
— Цели не берутся из воздуха. Чаще всего я выбираю что-то занудное, рутинное, что требует множества мелких шагов. Таких задач не очень много. Например, переезд родителей в Новую Зеландию занял три года, но последний год был самый сложный и напряженный с точки зрения сбора и оформления бумаг. Я стараюсь оценивать реалистичность цели. Например, заработать миллион долларов — отличная цель, однако, сильно зависящая от множества неуправляемых факторов. Научиться плавать или водить машину — гораздо «более лучшая» цель, риск минимальный, и при достаточном усердии ее легко достичь за год. Пример с иммиграционными делами, бумажками и бюрократией, на мой взгляд, лежит где-то посередине. Так выходит, что годовая цель — это большая задача, с небольшим риском решаемая рутинными регулярными действиями. Так происходит выбор.
— Насколько заранее у тебя появляется цель на новый год? Думаешь ли ты об этом специально, или это просто логичное продолжение предыдущих целей?
— По-разному. Когда-то давно был план на пять лет вперед. Точнее не план, но список желаний. Я уже точно не помню, но было что-то вроде: переехать в Новую Зеландию, работать, создать свой бизнес, купить дом, жениться, родить ребенка, перевезти родителей. Достаточно последовательные вещи, если рассуждать логически. Как-то строил с помощью программы вроде Mindix облако желаний и идей по улучшению и развитию себя. Там было что-то вроде «бросить курить», «научиться водить машину», «научиться плавать», «слетать в США», «перестать работать на дядю». Картинка с облаками и стрелками уже давно потерялась, но общее направление осталось прежним.
Следующая цель тоже выбиорается по-разному. Например, я по сей день не знаю, что станет частью глобального плана на следующий год. Точнее, не могу выбрать из нескольких вариантов. Ведь можно просто подобрать недовыполненную или неосновную цель этого года. Для подобных решений лучше всего подходит отпуск с отключением от интернета — где-нибудь на тропическом острове или в холодных горах Южного острова. И то, и другое запланировано на начало 2015 года, так что поживем — увидим.
— Что ты делаешь, когда понимаешь, что по каким-то причинам цели не удается достигнуть до конца года?
— Такого еще ни разу не было с основной целью. Все же стараюсь выбирать — и это, безусловно, трюкачество и «читерство» — реалистичные задачи. А вот второстепенные — с ними сложнее, да. В этом году были планы по развитию бизнеса. Такие прогнозы делать не просто, ибо развитие событий зависит от слишком большого числа факторов. Кто мог предположить, что «крымнаш», и теперь, всего лишь год спустя, контракты с московскими клиентами (мы в Sliday.com делали проекты для знакомых из России по вполне европейским, цивилизованным ценам) приносят на 40 %-60 % меньше. Так дела не делаются. Таким образом, вектор бизнес-движения на 2015 скорректирован, и маловероятно, что цель, связанная с бизнесом, получит главную роль в грядущем году.
— Ставя цель, думаешь ли ты о ней часто, или бывает, что полгода совершенно не двигаешься в этом направлении, а потом догоняешь?
— После того, как выбор сделан, я предпочитаю плыть по течению. Подобно тому, как писатель, если он не графоман, не может без вдохновения или душевной травмы сесть и написать книгу, нельзя, мне кажется, большие вещи делать за один подход. Пример с книгой неспроста. Когда говорят, мол, автор трудился над неким произведением несколько лет, чаще всего имеется в виду, что писатель искал себя, пробовал то и это, собирал информацию, переживал, в какие-то дни выдавал по странице, в какие-то по главе — постепенно, по капельке собирал воедино конечный продукт.
— Было ли трудно при выполнении первой цели, которую ты себе поставил, начав использовать обратную систему целеполагания?
— Обратная система подразумевает, что нужно смотреть с конца цепи целей. Оттого, признаться, я заметил «систему» только спустя несколько лет. К тому моменту несколько задач решились как бы сами собой. Разумеется, я хотел пожить в другой стране. Конечно, хотелось жить и работать легально. Само собой, мне никогда не нравилось трудиться в чужом офисе и отпрашиваться по своим делам, будучи взрослым человеком. Понятное дело, свой дом и семья — это захватывающе. Ясно, что мы в долгу перед родителями. И так далее. Таким образом — нет, не трудно выполнять цели, это образ жизни.
Чем будет замечателен год грядущий, мне по сей день достоверно не известно. Надеюсь, новогодние праздники и «мёртвый сезон» в новозеландском IT-бизнесе поможет определиться, и что-нибудь само родится.